По мере того как приближается тот день, который 70 лет был «красным днем календаря», неизбежно возникает вопрос: как люди дошли до этого? Конечно, в невероятном бедствии семнадцатого года сложилось множество факторов – но один из них проявляет себя и сейчас. Это мечтательность.
Апостол заповедует «не мечтать о себе»; лучше быть скромным. Если упорно трудиться и учиться, можно иметь достаток. Но не сказочные богатства, а именно медленно растущий достаток. Биллом Гейтсом вы не будете.
Разумная девушка может выйти за честного, заботливого и работящего парня. Но не принца – принцев на всех не хватит.
Вы не запрыгнете на луну, не прославитесь на весь мир и не будете иметь виллы на Средиземном море. Зато, упорно работая, выстраивая отношения с людьми, бережно храня репутацию, вы сможете обеспечить себе и своим близким более или менее спокойную и комфортную жизнь без особых роскошеств.
Мечтательность может привести к катастрофе – и отдельных людей, и целый народ.
Люди гонятся за несбыточным – и лишаются возможного
Эта житейская мудрость – занимай то место в жизни, которое ты можешь занять, делай хорошо то, что можешь делать, не требуй чрезмерного – может показаться избитой до тошноты. Но забывать ее опасно. Потому что мечтательность может привести к катастрофе – и отдельных людей, и целый народ. Мечтательность побуждает людей к действиям, которые лишают их возможности обрести свой скромный достаток и счастье. Люди гонятся за несбыточным – и лишаются возможного.
Парень пытается быстро разбогатеть и попадает в тюрьму. Или, в лучшем случае, сидит в нищете, ожидая, что вот-вот представится случай, который не представится никогда. Принц объясняет девушке, что она его неправильно поняла. Или просто не появляется – пока она отвергает кандидатов менее голубых кровей.
Люди проникаются светлой мечтой о грядущем царстве мира, справедливости, изобилия – и устраивают кровавую революцию, которая надолго ввергает их в нищету и тиранию.
Как это было перед революцией семнадцатого года: люди жили в стране, у которой была масса проблем, к тому же жестоко обострившихся лишениями Первой мировой войны. Эти проблемы были решаемы – для этого нужно было много любви и терпения, мудрости и осмотрительности – и приземленного реализма. Постаравшись, можно было выйти на путь не слишком быстрого, не слишком гладкого, но в целом устойчивого развития, для чего в стране были предпосылки, – и построить не светлое царство, а страну, жизнь в которой умеренно лучше, чем десять лет назад, а еще через десять – будет еще лучше.
Но увы, у людей были прекрасные планы устроения светлого царства социализма, преодоления всех мировых зол и бед, чего-то зовущего и сияющего, светлой мечты, которая в их глазах стоила того, чтобы убивать и умирать. Результаты нам известны.
Как грустно заметил какой-то автор: «Главный урок истории состоит в том, что люди никогда не извлекают из нее уроков». Но если всё же попробовать такой урок извлечь, то он будет таким: положительные перемены происходят медленно, терпеливые люди упорным трудом постепенно улучшают свою жизнь. Медленно растет достаток, медленно улучшаются нравы – и вот мы вспоминаем, что десять лет назад было хуже, а двадцать – значительно хуже, а теперь люди на дорогах стали несколько вежливее, да и машин больше.
Нам могут сказать, что проблем и безобразий еще очень много – и вообще наша жизнь хуже, чем в каких-то других, более процветающих и благоустроенных странах. Так оно и есть – и вероятно, мы не скоро будем наслаждаться таким же изобилием и порядком. Возможно, вообще никогда. Есть тот уровень достатка и порядка, который у нас реально может быть, – и если действовать упорно, осмотрительно и разумно, его можно улучшить. Он и улучшается – медленно, постепенно, муравьиными трудами десятков миллионов людей, которые стараются делать свое дело и приобретать скромный достаток своим семьям.
Желание великого нужно оставить для другого – для веры
Мечту, желание великого нужно оставить для другого – для веры. В сердце своем мы действительно хотим великого – но это не богатство, не известность, не вилла на море. Это вечное спасение. Нам уготовано нечто бесконечно великое – Небесный Иерусалим. Если мы пребываем в Церкви, мы уже включены в число его граждан. В терпении и мире проходя наше земное поприще, трудясь на своем месте и не требуя невозможного, мы приближаемся к нему. А здесь, на земле – удаляемся от многих бед.