Сейчас праздник «Хэллоуин», восходящий к традициям древних кельтских язычников, приобрел широкую популярность среди молодежи. И ежегодно привлекает к себе большое внимание. Мы попросили православных священников дать оценку данному явлению.
Иерей Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района Крыма
Хэллоуин — это часть войны, наступление, если угодно на нашу христианскую идентичность, с очевидным стремлением её поглотить, переварить, уничтожить. Бесы создали псевдо-культуру под видом стёба, шутки, балагана, веселья и игры. В этом вроде бы нет ничего страшного, но если бы мы увидели, каковы на самом деле бесы и их истинные намерения и планы, нам было бы не до смеха и не до таких «праздников». Бесам нужно, чтобы этот «праздник» распространился как можно шире и влиял как можно больше на сознание народа. Как и многое другое.
Россия находится под жесточайшим прессом, потому что то, что от неё скрывали за железным занавесом на протяжении многих десятилетий, хлынуло в распахнутые ворота «демократизации» и затопило несусветной мутью, в которой и не разберёшься сразу. В этой мути есть всё: и хорошее, и удобное, и нейтральное, и то, от чего нам теперь не избавиться, потому что это везде: и в умах, и в сердцах, и в привычках. Вот так и с этим «праздником», который язык не поворачивается назвать праздником, разве что днем капитуляции человеческого разума перед бесами и днем признания собственного ничтожества. Нет ничего смешного в том, что человек проявляет полную солидарность с бесами. Тогда и мы не христиане, потому что «какое общение праведности с беззаконием, что общего между светом и тьмой?» (2 Кор. 6:14). И если в широкий обиход входят «дни святых валентинов» и неоязыческие «хэллоуины», значит сатана, как мороз-воевода, «дозором обходит» Россию, считая её своим владением и проверяет, кто тут «свой», а кто ещё, как старый ретроград и отставший от мира человек, кочевряжится. Вот что значит этот праздник недорезанной тыквы. Это очевидный знак нашего равнодушия к христианской вере и всецелого отступления от христианства в угоду псевдо секулярному мультикультурализму, а на деле — поклонению бесам под видом весёлой «игры», за которой стоит ад и предательство.
Что делать? Нужно говорить об этой проблеме открыто, в полный голос, называть вещи своими именами. Нужно оказывать воздействие на государство, чтобы оно трезвилось, защищало своих граждан от разлагающей мути, серьезно относилось к шуткам, в которых уже не осталось и доли шутки, потому что речь идёт о наших детях, о будущем, об опасности разрушения христианской веры и нравственности.
Иерей Виктор Гавриш, настоятель храма блаженной Матроны Московской в поселке Верея
Прежде всего, нужно самому не участвовать в этом «празднике» и постараться объяснить детям, что во время этого «праздника» призывается «нечистая сила». Если человек занимает должность учителя в школе, то он имеет возможность объяснить детям суть этого «праздника». А если он является еще и верующим человеком, то дети привыкнут относиться с доверием к его словам и не будут участвовать в этом «празднике». Если человек занимает должность директора школы или начальника предприятия, то в его власти не допустить проведения этого «праздника» в своем учреждении.
Лучший метод борьбы с чем-то — это объяснение сущности явления. Если родители говорят, что Хэллоуин — это плохо, а в школе во время этого праздника ребенку весело, ребенок не поймет, почему это плохо. А плохо это потому, что детей с самых юных лет приучают с юмором относиться к сатанинским вещам. Например, сейчас среди детей популярны такие куклы как Monster High — трупообразные девочки с формами взрослых женщин, к тому же вульгарно одетые, и некоторые не видят ничего плохого в этом. Но у детей под их влиянием сформируется определенный эстетический вкус, и когда они станут постарше, их мироощущение наложится на пропагандируемые в подростковой среде темы суицида, и мы получим человека с готовым мировоззрением. А в старших классах многие из этих детей, привыкнув к таким играм и праздникам, могут в шутку предложить принести в жертву кошку, петуха, собаку и, сами того не подозревая, начнут участвовать в реальном сатанинском деле, потому что именно через игровую форму детей втягивают в дьяволопоклонничество. Если бы кто-то откровенно сказал им, что Хэллоуин — это праздник поклонения дьяволу, многие бы просто не стали его отмечать, но когда Хэллоуин преподносится в качестве интересной шутливой традиции с тыквенной головой, никто не видит в этом ничего плохого.
По телевидению сейчас показывают много фильмов ужасов, массовая культура готовит приход антихриста. Эстетизация различных пороков (от каннибализма, однополых отношений, педофилии, скотоложства до откровенного сатанизма) началась не вчера. Например, у декадентов существовала эстетизация темы смерти и самоубийства, и поскольку дьявол живет дольше, чем обычный человек, он имеет возможность вбрасывать в мир свои идеи через режиссеров, поэтов и других «властителей дум». Заметьте, что вбросы подобных «праздников» идут через молодежь, потому что этим занимается молодежь — те, у кого мало жизненного опыта и они падки на все новое.
В жизни человека есть два важных момента. Первый — когда человек рождается, а второй — когда он понимает для чего. Смерть также является важным моментом в жизни человека, но когда смерть превращается либо в развлечение, либо в решение проблем, то есть суицид, это ненормально. Одним из шагов к такому пониманию смерти являются подобного рода «праздники». Смерть в христианстве воспринимается как Таинство и как нечто неестественное, преодолеваемое Христом. Нужно делать реальные шаги, чтобы отменить этот праздник, а когда сто блогеров напишут в интернете, как это плохо, и реально ничего не сделают, они только популяризируют эту тему.
Иерей Валентин Цикулаев, клирик храма блаженной Матроны Московской в поселке Верея
У Ивана Крылова есть хорошая басня про синицу, которая всем растрезвонила, что море сожжет. Все животные собрались смотреть, как будет гореть море, а в итоге ничего не получилось, море она не сожгла и опозоренная улетела. Если мы хотим сделать какие-то серьезные шаги по запрету Хэллоуина, то лучше делать это так, чтобы никто об этом не знал. Потому что если мы демонстративно будем показывать, что мы обращаемся к политикам, а потом эти политики нас обманут, мы сделаем очень большую, совершенно ненужную рекламу этому «празднику» и покажем, что и правительство на стороне этого беззакония. Поэтому не будем уподобляться этой синице.
У католиков Хэллоуин является Днем всех святых. Господь нас учит, что всякое дерево познается по плодам, и если католики празднуют День всех святых, изображая их тыквой с горящей пастью и треугольными глазами, то можно представить, какие у них святые и что является святостью в их понимании. Действительно, во многих американских фильмах ужасов обязательно присутствует этот образ тыквы. Это говорит о том, что этот «праздник» связан в их сознании с чем-то темным, но никак не с Днем всех святых. Если они считают это нормой, то мы должны этому сопротивляться и бороться, но не с праздником, потому что праздник — это всего лишь следствие, а не причина. Бороться надо с причиной, которая заключается в том, что наших подростков воспитывают на суррогатах и не прививают настоящие духовные ценности. Мы должны проповедовать им живое Евангелие, Слово Божие, православное. Если мы расскажем им, что Хэллоуин — это плохо, это ужас и бесопоклонство, они не поверят, потому что мы не предлагаем им альтернативы и ни к чему не зовем. Наша задача не в том, чтобы ходить и обивать пороги чиновников, призывая запретить Хэллоуин, а проповедовать Евангелие, тогда результаты будут совершенно другие.
У Достоевского есть произведение «Униженные и оскорбленные», которое начинается с того, что умирает старый дедушка, и только после его смерти люди обратили на него внимание, а до этого момента его все видели, но его никто не замечал. Вот так и с нашей молодежью. Мы их видим, но не замечаем, они растут, как сорняки, и никто не заботится об их духовном состоянии. Давайте проповедовать им Евангелие, а не проповедовать борьбу с Хэллоуином, и тогда все будет в порядке.