23 июня храму во имя святого апостола и евангелиста Луки г. Купино исполнилось 114 лет со дня его первого открытия, а 29 июня г. Купино исполнилось 128 лет. Хотелось бы в эти дни вспомнить историю образования города и храма.
В 1886 г. на берегу озера Мохового выходцами из с. Купино Карачинского уезда Курской губернии было основано с. Моховое, получившее свое название по имени озера. Основателями Купина были Купин Стефан, Селютин Илья, Семенякин Петр, Овчинниковы Иван и Филипп с семьями. Первым испытанием для переселенцев на новом месте стала суровая сибирская зима. Стефан Купин построил маленькую избушку, в которой вместе жили и семья, и скот. А в 1899 г. в с. Моховом (Купино) насчитывалось уже 89 дворов, 419 душ мужского пола и 386 душ женского пола.
Постоянному притоку переселенцев способствовало то, что в 1894 г. по территории Казаткульской волости Каинского уезда Томской губернии с запада на восток прошла Транссибирская железная дорога, как тогда ее называли Великая Сибирская дорога. В двух верстах от деревни Татарки была организована станция Сибирской железной дороги — Татарская. А в 1896 г. при Министерстве внутренних дел образовалось Особое переселенческое управление. По сути, Татарск был крупным перевалочным пунктом для переселенцев. Здесь располагалось управление Южно-Каинского переселенческого подрайона, а также переселенческий пункт, при котором находился врач, столовая и два барака, где от 300 до 800 новосёлов ожидали отправки к месту поселения.
На момент образования Купинской волости на её территории находились два больших церковных прихода: приход при храме святого апостола и евангелиста Луки (храм находился в селе Купино) и приход при храме Пресвятой Троицы (он находился в селе Чумашки). Каждый из приходов включал себя по нескольку десятков деревень и переселенческих поселков.
История многих храмов и приходов неразрывно связана с постройкой Транссибирской магистрали и переселенческим движением. Не ограничиваясь оказанием содействия успешному устройству новоселов в Сибири, занятых на строительных работах по прокладке железнодорожного пути, правительственный Комитет по сооружению Сибирской железнодорожной магистрали заботился и об удовлетворении наиболее «насущных и духовных потребностей», а именно: устройством в возникающих с небывалой быстротой селениях православных церквей и школ.
Большинство переселенцев привыкло в родных местах к церковной жизни и, оказавшись в ситуации обживания нового места, испытывало острую потребность в храме. Кроме того, власть опасалась того, что, оказавшись в неблагоприятных условиях, крестьяне под влиянием местной обстановки легко могут сделать шаг назад в своем духовном развитии.
В этой связи по высокому почину Августейшего Председателя Комитета Сибирской железной дороги императора Александра III весной 1894 г. для постройки в районе Сибирской железной дороги православных храмов и школ был создан Фонд имени императора Александра III и учрежден дополнительный благотворительный фонд.
Регулярное пополнение фондов происходило за счет средств царской фамилии, добровольных пожертвований частных лиц и предприятий, как финансовых вкладов, так и предметов церковного обихода. Кроме того, из запасов Зимнего дворца для сибирских храмов было предоставлено серебра на 64 комплекта церковной утвари; из артиллерийских складов — около 20 тысяч пудов меди и латуни, из чего было отлито 93 колокола. Первым из частных лиц внес свой вклад в дело поддержания и распространения православия и русской культуры в отдаленных сибирских глубинках св. прав. Иоанн Кронштадтский. За ним последовали другие пожертвования.
Приток пожертвований, начавшийся с апреля 1894 года, к августу 1903 года составлял значительную сумму – 1 миллион 823 тысячи 137 рублей, куда вливались дополнительные средства за счет Фонда вспомогательных предприятий (150 тыс. руб.) и ассигнованных кредитов (около 300 тыс. руб.). Деньги позволили построить вдоль Сибирской магистрали к 1903 году 218 православных храмов. Число детей, учащихся в церковно-приходских школах, составляло в это время 8 тысяч.
Начиная с постройки храмов, школ при них и причтовых домов, большей частью при главнейших станциях железной дороги, где в таких сооружениях ощущалась особая потребность, как переселенцами окрестных поселков, так и местными железнодорожными служащими и рабочими, строительство церковно-приходских школ распространилось по всему району Сибирской железной дороги.
В 1999 году были выделены денежные средства из Фонда имени императора Александра III на строительство каменного однопрестольного храма в с. Моховое (Купино). Всего на постройку из Фонда поступило 15 тыс. рублей. Кроме того, 2 тыс. рублей были пожертвованы родственниками покойного купца И.Д. Баева и 1 тыс. рублей — из пожертвований В.Н. фон Дервиза.
Храм был освящен 10 (23) июня 1900 года и наименован в честь св. апостола и евангелиста Луки.
И. Голошубин, описывая храмы и приходы Каинского уезда Томской губернии, пишет следующее: «Зданием храм каменный, с такой же в одной связи колокольней, крепкий и с утварью. Особо чтимых икон нет. Капиталов церкви и угодий, приносящих ей доход, нет. Приписных вновь строящихся церквей, часовен и молитвенных домов в приходах нет. Население прихода составляло 2992 души мужского пола и 2930 женского пола. Из них в селе Купино — 1636 душ обоих полов. В деревне Апалихе, расположенной в 35 верстах от Купино, проживало 428 душ обоих полов; в Зятьково в 8 верстах — 245 душ обоих полов; в Камышино в 15 верстах — 426 душ обоих полов; в Куликовке в 20 верстах — 188 душ обоих полов; в Киргинцевой в 20 верстах — 234 души; в Пресновке в 35 верстах — 229 душ; в Михайловке в 8 верстах — 403 души; в Стеклянной в 7 верстах — 337 душ; в Теренгуль в 60 верстах — 302 души; в Ново-Николаевке в 8 верстах — 911 душ; в Чаинке в 15 верстах — 584 души. Среднее число крещений за год 320, браков — 63, погребений — 208. Церковно-приходского попечительства нет. В селе с 1902 года существует церковно-приходская школа; учащихся в ней 65 мальчиков и 22 девочки.
Для причта имеются удобные дома. Дрова причт покупает в казённых участках и у частных лиц по цене от 3р.50 к. до 4р.50 к. за погонную сажень. Жалование от казны положено священнику 600 руб., псаломщику — 200 руб. в год. Капиталов причта нет. «За требоисправления причт получает достаточно вознаграждения». Отношение прихожан к содержанию храма и ремонту причтовых домов хорошее.
Пасхальное хождение со святыми иконами бывает по всем домам у переселенцев и по приглашению — у старожилов. Крестные ходы по полям и молебны после них в домах прихожан бывают во всех селениях. «Съезжие» праздники: в селе — 18 октября, в деревне Куликовке — Троицын день, в деревнях Михайловке, Чаинке и Камышиной — 8 ноября, в деревне Ново-Николаевке — Николин день, в деревне Зятьковой — Афонасьев день, в деревне Киргинцевой — 1января, в деревне Апалиха — Рождество Христово, в деревне Теренгуль — 6 января, в деревне Стеклянной — в день Казанской иконы Божьей Матери. Богослужение в эти праздники бывает не во всех деревнях.
По штату причт состоял из священника и псаломщика. Первым настоятелем храма стал священник Евгений Крылов, а его сестра Анна стала первой учительницей в открытой в 1905 г. церковно-приходской школе при храме во имя святого апостола и евангелиста Луки. Псаломщиком был Кремлев Иван Иванович, 38 лет, имевший семью. Псаломщик он с 7 мая 1892 года, в Купино — с 10 июня 1906 года.
Об отце Евгении сохранились теплые воспоминания современников, зафиксированные в книге В.П. Вощинина «На сибирском просторе». Вот одно из них: «А главная движущая сила всех начинаний — отец Евгений, милейший настоятель здешнего храма, немыслящий себя вне Купино, ни Купино без себя. Он не только душой и сердцем сжился с местными нуждами, но и собственными деньгами участвует в опытном поле, широко кредитуя последнее… Отец Евгений, подвижный и горячий, обычно положительно загорается при упоминании о возможной дороге. Много пользы своим землякам приносит этот живой человек».
С именем отца Евгения связана история названия села Рождественка Купинской волости. Основанное 1907 году выходцами из Орловской губернии село Рождественка изначально называлось Качулино. В январе 1908 года в семье Нефеда Григорьевича Сычева родилась девочка. Три дня мучилась женщина, не могла родить. Приехал священник и наложил на всех жителей Качулино пост и заставил их молиться. Девочка родилась в Рождественскую ночь и вскоре жители села единогласно приняли новое название населенного пункта — Рождественка. В 1913-1914 годах в селе планировалось открытие храма и прихода. Предполагаемый состав прихода: село Рождественка Каинского уезда, деревни Каравахина, Заозёрная, Гнедухина, посёлки: Вознесенский, Шаманский, Бочковский и Барский (число прихожан 2008 человек). Храм так и не был построен, видимо, помешала начавшаяся Первая мировая война и последующие за ней более трагические события. Такие славные страницы истории Купинского района связаны с Православной церковью.
Названия многих населённых пунктов, расположенных на территории нынешнего Юго-Западного благочиния, связанны с православными праздниками. Конечно, на выбор названия деревни переселенцами оказывало большое влияние их религиозное мировоззрение. В период массового переселения в Сибирь (1907-1913 гг.), например, в Купинской волости были основаны переселенческие поселки с такими звучными названиями как Успенский, Покровский, Спасский, Благовещенский и Петропавловский. Увеличение числа православных верующих способствовало тому, что к 1917 году число православных приходов там достигло четырех.
В заключение следует сказать, что жизнь русского крестьянина-переселенца была немыслима без приобщения к свету истины Православия. Священники-настоятели сельских храмов играли большую роль в духовной и повседневной жизни сибирской деревни; они организовывали церковно-приходские школы, без них не могли произойти такие важные события в жизни человека, как крещение, венчание и так далее. Они активно участвовали в составлении ходатайств к уездным и губернским властям от имени сельского общества с целью решения местных проблем.
В память о первом настоятеле храма во имя святого апостола и евангелиста Луки села Купино, иерее Евгении Крылове, местной поэтессой Татьяной Горошевской написана историческая поэма «Дорога».