Необходимо мобилизовать все духовные силы
Сегодня радостное событие очередного выпуска студентов, завершивших курс обучения в одной из известных духовных семинарий нашей Церкви, омрачено трагическими событиями. Глубоко сопереживаю страдающему народу Украины и горячо молюсь о скорейшем прекращении кровопролития и восстановлении мира и порядка.
Сейчас необходимо мобилизовать все духовные силы, чтобы противостать вражде и жестокости тем оружием, которое вручил нам Господь: крепкой верой, искренней любовью к ближним и дальним, солидарностью со страждущими. Ибо всякое зло в мире происходит от оскудения любви, и сегодня все мы особо ощущаем это оскудение. Поэтому главные наши усилия должны быть направлены на то, чтобы делом явить способность любить каждого человека, без различия национальностей, политических предпочтений и исповедуемой религии.
Любовь – это не чувство жалости; любовь – это деятельная, созидающая сила. Любовь требует от человека самоотречения; требует заступаться за ближнего вплоть до готовности отдать за него свою жизнь (см.: Ин. 15: 13).
Среди вас, дорогие выпускники, уже есть служители алтаря Господня, есть и те, кто в скором времени примет священный сан. Помните, что народ Божий особенно нуждается ныне в истинных пастырях, готовых положить душу за овец Христовых (см.: Ин. 10: 11); и только нелицемерная, не ищущая своего любовь (см.: 1 Кор. 13: 5) отличает настоящего пастыря от наемника.
Из поздравления митрополиту Одесскому и Измаильскому Агафангелу, ректору, преподавателям и студентам Одесской духовной семинарии с актовым днем, 3 июня 2014 года
С мужеством и терпением перенести испытание
С болью в сердце воспринял известие о разрушительном наводнении, унесшем жизни людей, оставившем без крова и средств к существованию многих жителей, причинившем значительный урон инфраструктуре края.
Прошу передать близким погибших слова моего сострадания и искреннего сочувствия. В эти тяжелые дни люди, потерявшие своих родных, несомненно, нуждаются в заботе и поддержке, внимании и человеческом участии.
Верю, что, объединив усилия, государство, Церковь и всё общество помогут жителям края с мужеством и терпением перенести выпавшее на их долю испытание и в скором времени вернуться к нормальной жизни.
Из соболезнования губернатору Алтайского края А.Б. Карлину и епископу Горноалтайскому и Чемальскому Каллистрату в связи с разрушительным наводнением на Горном Алтае, 4 июня 2014 года
Проповедь о Воскресшем Спасителе – важнейшая миссия Церкви
Проповедь о Воскресшем Спасителе «даже до края земли» (Деян. 1: 8) – важнейшая миссия Церкви. Начало этой миссии было положено в день Пятидесятницы. Сошествие Небесного Утешителя на апостолов стало, как писал святитель Феофан Затворник, «первым вздохом человечества Божественным Духом» (Феофан Затворник, святитель. Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от прегрешений против него. Слово 5). С тех пор Церковь, будучи, по слову апостола, полнотой наполняющего всё во всём Духа Святого (см.: Еф. 1: 23), дышит Им непрестанно, и совершается это дыхание в Таинствах, главное из которых – Святая Евхаристия.
Призывай свою паству как можно чаще приобщаться Святых Тела и Крови Господа Иисуса, участвовать в соборных богослужениях. Но это ни в коем случае не должно быть неким формальным исполнением предписаний. Можно петь «аллилуйя», можно отвечать «аминь», можно читать Евангелие, можно изучать отцов, можно ходить в храм, можно соблюдать посты, но без живой и действенной веры, без сердечного горения и искреннего желания строить свою жизнь в соответствии с Божественным законом невозможно стать настоящим христианином. «Церковь – это не стены и крыша, но вера и жизнь», – говорил святитель Иоанн Златоуст (Иоанн Златоуст, святитель. Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о садах и писаниях, и на слова: «Стала царица одесную Тебя». – Пс. 44: 10).
Неустанно напоминай своей пастве о том, что важным и органичным продолжением Литургии является совершение добрых дел, то, что мы сегодня называем социальным служением. Именно любовь к ближним является критерием живой веры человека, ведь, по слову апостола Иакова, «вера без дел мертва» (Иак. 2: 26).
Из слова при вручении архиерейского жезла Преосвященному Владимиру (Михейкину), епископу Петропавловскому и Булаевскому, Троице-Сергиева Лавра, 8 июня 2014 года
Слово Божие – это присутствие Самого Бога среди нас силой Святого Духа
Господь даровал Духа Своего апостолам и через них – всем нам. Святой Дух пребывает в человеческой истории, в человеческой жизни, в жизни каждого человека.
Кто-то, может быть, спросит: а в чем Дух? Где Он совершает Свое дело? Первый и самый, может быть, важный ответ: Он в слове Божием. Евангелие, апостольские послания, все те великие тексты, на которых основывается наша вера, были созданы не потому, что апостолы были людьми умными и образованными. Они чаще всего были простыми людьми, но Святой Дух действовал в них. Потому и слово это называется словом Божиим, словом боговдохновенным, то есть Тем, Кто вдохнул силу в писавших, был Сам Бог.
Именно поэтому слово Божие невозможно истребить. Никакие человеческие хитросплетения, никакая ложная логика, никакие лжедоказательства, связанные с человеческим могуществом, будь то могущество денег, власти, военной силы, неспособно не только истребить, а даже ослабить действие слова Божия в людях. А оно, подобно обоюдоострому мечу (см.: Евр. 4: 12), разделяет душу, разделяет сердце, разделяет разум, потому что слово Божие является великим вызовом человеку. В нем содержатся истины, которые нельзя игнорировать, в нем содержаться требования, которые невозможно не исполнять. Ибо если эти требования не исполняются, жизнь человека идет наперекосяк – и личная, и семейная, и государственная, то есть жизнь всей человеческой семьи.
Слово Божие – это присутствие Самого Бога среди нас силой Святого Духа. Слово Божие люди воспринимают по-разному. Одни делают правильные выводы, другие не делают никаких выводов вообще, а третьим скучно читать это слово. Так вот, для того чтобы слово Божие действовало, человеческих сил недостаточно – нужна сила Святого Духа. И мы знаем, что это действие Божественной энергии, действие Святого Духа происходит в Церкви, в общине верующих людей. Когда мы все вместе стоим вокруг престола Божиего и совершаем Божественную Евхаристию, причащаемся Тела и Крови Христовых, то силой Святого Духа мы становимся участниками Тайной вечери, а значит, и всего того, что Бог во Христе совершил для людей. И тогда слово Божие оживает в нашем сознании, оплодотворяет наше сердце, мы начинаем правильно его понимать, и у нас появляются силы его исполнять.
Если бы не сошествие Духа Святого и не рождение Церкви, то христианство было бы еще одним интеллектуальным учением, еще одним изводом человеческой философии. Но именно потому, что слово Христа Спасителя было не человеческим, а Богочеловеческим, именно потому, что это Слово было передано людям, опять-таки, не посредством человеческой силы, а силой Духа Святого, оно и усвояется, оно и обустраивает человеческую жизнь.
Я хотел бы еще раз всех вас поздравить с этим праздником и призвать к тому, чтобы каждый из нас вдумчиво читал слово Божие, участвовал в Таинствах Церкви. Вот тогда заповеди можно будет исполнять – хватит и сил, и разумения. Но если заповеди будут лишь наравне с человеческим законом, некоей записанной инструкцией, то их никто исполнять не сможет, да и не будет, как не исполняется большинство человеческих инструкций.
Из слова после Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры 8 июня 2014 года, в праздник Святой Троицы
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл