Если бы вы читали отчеты об усыновлении и реабилитации итальянцами российских детей-инвалидов, если бы вызнали историю Джона Лахуцки – Вани Пастухова, отвоеванного мамой-американкой у семи смертей, вы бы думали:«Вот святые люди эти родители».
У некоторых, совсем немногих, хватило бы мужества подумать и о том, что способен делать отечественный «сиротпром»с детьми, которые обречены своим недугам – «ограничениям по здоровью». Как они ползают вместо того, чтобы ходить, закостеневают без реабилитации в своих проблемах, как годами лежат в больницах – не то что без любви, а многие элементарно без игрушек и памперсов.
Сколько их из тысяч и тысяч найдет семью? Сколько из них проживет полноценную жизнь? Единицы. Ну правильно, святых людей-то мало – таких усыновлять. На всех подросших детишек, на цепочки братьев-сестер, на ВИЧ инфицированных, гепатит-положительных, тяжело травмированных, «дэцепэшников» и прочие «сложные случаи» точно не хватит. Кто, когда и почему решил, что этим детям не светит семейное устройство?
Мало того, что им не ищут семьи, так еще и пришедшим кандидатам говорят, что пока детей нет, имея в виду, что нет здоровых, маленьких и уверенно раз вивающихся. Но нашли же родителей герои этого номера! А ведь они – просто парад сложных случаев: ДЦП, ВИЧ, гепатит С. Это не случайность и не чудо.
Об этих детях рассказывали в СМИ и не только, отвечали на всевозможные отклики, будущих родителей консультировали и сопровождали. Самых обыкновенных, кстати (простите, родители!), – не святых. Пусть тем, кто задумывался о ребенке с трудным анамнезом, эти истории добавят решимости, а все остальным – просто веры. Как минимум – в человечество.
С 21 марта по 30 июня 2014 года в Новосибирске проходит акция «Семья для ребенка».
Если у вас есть место в доме и в сердце для приемного ребенка, пустым оно не останется. Мы ищем родителей для ребятишек, которые реже других находят семью: детей от четы-
рех до четырнадцати лет, детей с ограничениями по здоровью, кровных братьев и сестер. Узнать подробности акции и заявить об участии можно, позвонив
координатору по телефонам 299-02-44 и 315-22-17.
– Помогите нам, мы кандидаты в усыновители. Мы с мужем были в опеке (в двух, трех), везде отвечают, что детей нет! Если так и есть, зачем все эти призывы усыновить ребенка?!
– А какого ребенка вы ищете?
– Да у нас нет никаких требований, разве что только здоровый, умный и до года. Ну, до четырех.
– А если старше четырех?
– Да что вы! Четыре года – это уже взрослый ребенок. Куда таких? В приемные семьи разве что. А мы усыновлять хотим. Такие звонки в общественную организацию усыновителей довольно часты.
Детей, нуждающихся в семейном устройстве, – множество, но усыновители жалуются, что «подходящих» нет. И органы опеки их в этом не разубеждают, а обещают перезвонить, если найдется «хороший».
Потенциальные приемные родители считают, что дети, приходя в семью в дошкольном или младшем школьном возрасте, тяжело привыкают, не испытывают чувство привязанности к приемным родителям. Они уверены: плохо, если дети помнят своих биородителей, они всег-
да будут сравнивать их с приемными не в пользу последних. В общем, с малышами не так страшно.
Семьи, готовые принять двоих или даже троих детей, редко берут кров-ных братьев и сестер: сохранять кровные узы кажется менее важным, чем выбрать детей, которые приглянулись.
Часто отказываются и от усыновления детей с тяжелым медицинским анамнезом. Но далеко не всегда это – информированный отказ. Зачастую родители просто напуганы, им не хватает знаний, которые можно было бы получить на независимой консультации.
У специалистов опеки есть объяснение: «Все же нормальные люди. Мало кто хочет с ребенком по врачам ходить, как на работу. Хотят с колясочкой погулять, детку на руках понянчить и все этапы развития с ребенком пройти. Хотят, чтобы ребенок был как чистый лист и ничего не помнил». И охотно идут навстречу: проблемных детей не предлагают, уговаривают не торопиться, подождать, пока «хорошего подберут»
Есть родители, есть дети – но семьи не складываются. Неразрешимая задача требует нового подхода. Для начала контрольный вопрос: а есть ли вообще такая задача? Пока, несмотря на лозунг «Семья для ребенка», семейное устройство продолжает работать по запросу
усыновителей на «маленьких и здоровеньких» детей. Пока мы будем ждать, что система поменяет приоритеты, вырастет не одно поколение «неформатных»
детей – без семьи. А новые и новые специалисты так и будут работать по-старому, подбирая усыновителям ребенка «получше» из огромной базы данных. Сегодня мы сами можем влиять на изменение сложившейся практики. Как?
– Узнавать больше, готовиться. Курсы приемных родителей – не только обязанность кандидатов, но и возможность узнать о психологии ребенка-сироты,
предстоящей адаптации. Заранее посмотреть в глаза
трудностям – значит стать сильнее и перестать бояться. Занимайтесь, читайте, общайтесь с приемными родителями, готовьтесь к переменам. Усыновление – именно тот случай, когда знания – сила!
– Присмотреться к реальному ребенку. Никаких «детей мечты» не существует. С этой фантазией нужно расстаться как можно раньше. Они все иногда болеют, плохо себя ведут, не хотят в школу, сквернословят, интересуются гадостями и все остальное, чего мы так боимся. Попробуйте познакомиться с тем, кто не совсем похож на вашу мечту о ребенке. Старше, младше, другого пола? Настоящие дети всегда интереснее фантазий. Возможно, фантазия уйдет, а ребенок останется – вам на радость и заботу.
– Разобраться с данными. Вам говорят, что ребенок страшно болен, что вы с ним намучаетесь, что от его усыновления уже отказался десяток пар? Может быть. А может быть, и нет. Познакомьтесь с документами сами, сделайте копии, выписки, проконсультируйтесь с тем, кому доверяете, пообщайтесь с родителями с похожим опытом. Только так вы сможете понять, как обстоят дела, и принять информированное решение.Когда мы изменим запрос, изменится и работа. Если усыновители возьмут в свои руки и выбор, и ответственность за него, их станет сложно убедить, что детей нет.
Это то, что можем сделать мы – и не только для общего блага. Развиваться, без страха встречать перемены – значит иметь опору для собственной жизни. Культура российского усыновления все еще формируется, нарабатывается практика, складываются правила, рассеиваются мифы. Хочется, чтобы в результате возможность расти в семье была у всех детей, без искусственных ограничений. ?
НГОО «День аиста»
Дети ищут родителей
Фотографии детей в этом разделе выполнены силами волонтеров НГОО “День аиста”. Если вы хотите внести посильный вклад в данный проект, позвоните по телефону 299-02-44