Главный редактор РНЛ о главных итогах мартовского заседания Священного Синода Русской Православной Церкви …
Состоявшее в Москве 19 марта очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви многие ожидали с нетерпением, поскольку рассчитывали услышать позицию Церкви по очень непростой для православных верующих ситуации на Украине. Впервые за долгое время полномочный представитель УПЦ МП местоблюститель главы Киевской кафедры митрополит Онуфрий принимал деятельное участие в работе Синода. Известно, что митрополит Владимир в силу своих немощей в последнее время редко бывал в Москве на заседаниях высшего органа РПЦ. (Оказалось, мои сведения были не точны, – митрополит Онуфрий в заседании Св.Синода участия не принимал. Будем надеяться, что только по причине того, что не был формально членом Синода).
Все обратили внимание на то, что Святейший Патриарх Кирилл отсутствовал на историческом заседании 18 марта в Кремле обеих палат Российского парламента, Верховного Совета Крыма, руководителей глав регионов. На заседании, когда Владимир Путин произнес свою, без сомнения, историческую речь и когда был подписан договор о воссоединении Крыма с Россией. Отсутствие Патриарха особенно бросалось в глаза на фоне присутствия глав всех традиционных конфессий России. А РПЦ представлял только лишь член Св. Синода митрополит Ювеналий.
Такой беспрецедентный шаг Святейшего Патриарха Кирилла только подчеркивал остроту и высочайшее напряжение ситуации вокруг Украины. Отсутствие Патриарха на таком важнейшем для страны мероприятии – это явный жест доброй воли руководству Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, демонстрация того, что Святейший понимает, что наши братья на Украине находятся сейчас в очень тяжелых условиях. Ведь во время политического кризиса на Украине УПЦ МП была единственной влиятельной религиозной структурой, которая призывала противоборствующие политические силы к миру и не поддерживала сторонников Майдана. В результате сейчас Церковь на Украине находится под постоянным прессингом, в лучшем случае, под подозрением у пришедших к власти революционеров.
Священный Синод принял заявление по Украине. Некоторые говорят, что это заявление очень обтекаемое и ясно не выражает позиции Церкви ни по одной из острейших проблем, – ни по поводу Крыма, ни по уже набирающим силу гонениям против православных на Украине. Однако любому ответственному наблюдателю понятно, что в нынешних условиях руководство Церкви другого решения не могло принять, не ставя под удар духовенство и мирян УПЦ МП.
Зато Синод неожиданно для многих православных петербуржцев принял долгожданное решение о назначении нового руководителя второй по значению кафедры Русской Православной Церкви. Им стал управляющий делами нашей Церкви митрополит Варсонофий (Судаков). Митрополит Владимир (Котляров) почислен на покой с местом пребывания в Александро-Невской Лавре. Уходящему митрополиту Владимиру через два месяца исполнится 85 лет, а Устав Церкви требует, чтобы правящий архиерей, достигший 75-летнего возраста, подавал прошение о почислении на покой, т.е. Церковь резонно полагает, что к этому возрасту архиерей уже не может в полную силу исполнять свои обязанности. Поэтому назначение нового правящего архиерея в Санкт-Петербург, действительно, долгожданное.
Митрополит Владимир, который возглавлял Петербургскую кафедру с 1995 года, составил целую эпоху в церковной истории Северной столицы. Он сменил на этом посту искренне любимого и почитаемого народом старца на митрополичьей кафедре приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева). Любой архиерей, который пришел после митрополита Иоанна, выглядел бы достаточно блекло, поэтому митрополиту Владимиру пришлось начинать служить в непростых условиях. Всякое было. И публичное неприятие паствой идеи смены церковного календаря во время проповеди в Иоанновском монастыре, вылившееся в скандал. И мудрая защита митрополитом Владимиром мощей преподобного Александра Свирского, подвергшихся нападкам со стороны как церковных либералов, так и ревнителей. В конце концов народ церковный, если не полюбил владыку Владимира, то свыкся с ним, рассуждая, что могло бы быть и хуже. Роптали, что митрополит Владимир, по сути, отменил в городе крестные ходы, но довольны были чинной, торжественной манерой богослужения.
Однако в последние годы стало явственно бросаться в глаза, что митрополит Владимир уже по возрасту и немощам не может полноценно управлять епархией. В таком случае реальные церковные проблемы начинает решать окружение архиерея, что никогда и нигде не приносило пользы. В памяти у многих свежи воспоминания о позднесоветской эпохе геронтократии.
Кроме того, в последнее время всем было очевидно, что Церковь в Петербурге отстает от светской власти во взаимодействии. Это стало бросаться в глаза, когда во главе Петербурга стал один из ярких представителей современного истеблишмента – Георгий Сергеевич Полтавченко. Человек, который, не смущаясь, исповедует себя православным христианином, которому не чужды интересы Церкви, который оказывает поддержку Церкви в деле упрочения её позиций в обществе. Смольный стал выступать с инициативами по взаимодействию Церкви, государства и общества, но со стороны епархии особого рвения в этом направлении не наблюдалось. Епархия скорее проводила политику невмешательства в эти вопросы.
Наиболее яркий пример – организация Крестного хода 4 ноября в праздник Народного единства и согласия. Когда в 2012 году православные общественные организации Санкт-Петербурга выступили с инициативой Крестного хода в этот день, то получили поддержку в Смольном, от светской власти, а не от епархии. Епархиальная власть благословила проведение Крестного хода буквально за несколько дней до его начала, что конечно не могло не сказаться на массовости. Такое очевидное отставание руководства епархии от светского руководства в вопросах, где все должно было быть наоборот, бросалось в глаза. Но все понимали, что при старом и физически немощном архиерее ситуацию не исправить.
И вот Святейший Патриарх и Священный Синод пошли на кадровые изменения, и появился шанс, что Санкт-Петербург может стать не только культурной столицей России, но и мощным центром духовного возрождения нашего Отечества. Кстати, губернатор города Георгий Полтавченко говорил о том, что он стремится превратить город в центр духовной жизни при вступлении в должность…
В последние годы ходило немало слухов о том, кто займет Санкт-Петербургскую кафедру. Назывались разные имена заслуженных и не очень архиереев Русской Православной Церкви. Но мы видим, что Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод сделали оптимальный выбор среди обсуждавшихся кандидатов. Митрополит Варсонофий – не только опытный архиерей, долгие годы возглавлявший Саранскую епархию и выстроивший там добрые отношения с властью. Он пять лет возглавлял Управление делами Русской Православной Церкви, т.е. находился в тесном контакте со всеми главами епархий. Но что очень важно, митрополит Варсонофий – лично близок Патриарху Кириллу, а значит, никакие интриги, которых, увы, много не только в управлении государством, но и в управлении Церковью, не смогут помешать ему проводить твердую политику по управлению епархией.
Особенно радует, что митрополит Варсонофий известен как человек традиционных, консервативных взглядов. Для нас, петербуржцев, это важно, поскольку в последнее время модернистские тенденции в Церкви вызывают всё большую тревогу у верующих людей. Это касается и попыток реформы богослужебного языка, и пересмотра традиционного святоотеческого отношения к католикам и протестантам, и даже сферы церковной архитектуры. Со всем этим приходится сталкиваться сегодня в церковной жизни. Модернистские тенденции особенно сильны в нашем самом европейском городе России.
Завтра новый митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий прибывает к месту своего служения в столицу Российской Империи. Православная общественность приветствует Владыку и желает ему сил на новом поприще его служения.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»