Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме. Впечатления Колченко Елены, паломницы из с. Довольное, НСО

На протяжении без малого двух тысяч лет православные христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник – Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Храм Воскресения) в Иерусалиме. В этой значимой для христиан святыне, находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос; Святые Места, где Спаситель был осужден и казнен за наши грехи.

Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатно Огня (Света).

Сегодня о своих впечатлениях об этом событии делится Колченко Елена.

 

По милости Божьей я находилась в прошлом году в Иерусалиме во время Великого поста и Светлой седмицы.

Литания – церковная церемония Святого Огня, началась приблизительно за сутки до Православной Пасхи (в прошлом году – 24 апреля), которая, как известно, празднуется в иной день, чем у других христиан. Само схождение Благодатного Огня происходит в Великую Субботу днем (обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени). Наверное, в Святом городе  в то время не осталось ни одного православного христианина, который бы не попытался попасть в Храм Воскресения, чтобы своими глазами увидеть Благодатный огонь. В Храме среди присутствующих были христиане всех национальностей: русские, греки, болгары, молдаване, сербы… На мой взгляд больше всего было русских и греков. Были и инославные (не православные) христиане, мусульмане, атеисты, за порядком во время церемонии следила еврейская полиция. В самом Храме вмещается несколько тысяч человек. Везде, где только можно сесть, встать, хоть на одной ноге, даже на высоте 2-3 м. на выступах из стен, находились люди. Вся площадь перед Храмом и анфилады окрестных сооружений также были заполнены народом, количество желающих было гораздо больше возможностей храма. Огромное количество людей остались на улочках старого Иерусалима, заблокированных полицией, их просто не пустили к Храму.

Где-то к десяти часам дня Великой Субботы во всем огромном архитектурном комплексе Храма Гроба Господня были потушены все свечи и лампады, выключен свет. После этого происходила процедура проверки Кувуклии (Часовни над Гробом Господним) на наличие источников огня, и вход в Кувуклию опечатан большой восковой печатью. Свои личные печати на большой восковой ставили осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции.

Последними в  Храм Гроба Господня входили священники. Патриарх Иерусалимский Феофил III в сопровождении духовенства Греческой Патриархии, Русской Духовной Миссии, приглашенных священников прошел крестным ходом вокруг Кувуклии. После этого Православный Патриарх остановился напротив входа в Кувуклию; его разоблачили от риз и он остался в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный “контроль” за Патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию. Я читала о том, что в те времена, надеясь уловить православных на подделке, городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому, кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают израильские полицейские, следящие за порядком в этот день.

Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачался перед входом в часовню) вошли внутрь. Их запечатали большим куском воска, на который православные служители поставили свои печатки.

С этого момента наступила напряженная тишина. Несколько тысяч людей ждали. В голове пронеслось многое… Я вспоминала своих родных, близких, знакомых. Даже не верилось в реальность, что все это не в телевизоре, а рядом. Я думаю, что все присутствующие в Храме и возле него, независимо от вероисповедания, молились. Молились о том, чтобы Господь даровал Благодатный Огонь, молились о том, чтобы Господь дал еще немного времени для покаяния, для добрых дел. В соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей, находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен, и человечество будет стоять на пороге последних времен, тогда приблизится время, когда надо будет дать ответ за всю свою жизнь… Рядом со мной стояли русские, греки и сербы. Мужчины, женщины,  молодые и не очень, некоторые довольно пожилые, и дети разных возрастов, самые маленькие сидели на плечах у мужчин, – все замерли в трепетном ожидании. У всех в руках были пучки свечей по 33 штуки в каждом (по числу лет жизни Иисуса Христа).

То тут, то там были видны вспышки фотоаппаратов. Многим хотелось не пропустить момент появления огня, запечатлеть его.

Невозможно передать чувства, которые возникли в душе, когда появилась яркая вспышка огня и многоголосый, одномоментный, безсловесный вскрик людей. Такое невозможно отрепетировать и повторить специально. Тут же раздался колокольный звон, все звонари стали ударять в свои колокола без какой–либо мелодии, подчиняясь только чувству радости, которое охватило буквально всех. Слава Богу за все! Что-то  подобное я видела по телевизору, когда показывали 9 мая 1945 года. Люди улыбались, обнимались, плакали, на всех языках звучало: «Христос Воскресе!!» И даже если к тебе обращались люди на другом языке, понятно было, что они говорят, и в ответ обязательно: «Воистину Воскресе!» Всеобщее ликование, радость охватило людей. Это не было что-то фанатичное или наигранное, как может подуматься кому-то. Это были искренние чувства людей, души которых коснулась Благодать. Чувство любви ко всему миру, ко всем читалось на лицах людей. Победа! Воскресение Христово на самом деле и есть победа, победа добра, справедливости над злом.

Сколько длилось ожидание Огня – точно  не знаю, ощущение времени не было, а на часы смотреть как-то мысли не возникало. Позже, общаясь с другими, рассчитали, что Патриарх находился в Кувуклии не более 15 минут. Я читала, что в разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Огонь по Храму распространился очень быстро, буквально за 5 минут, люди зажигали свечи друг от друга, особо смелые стали «умываться» Огнем, а руку над зажженными свечами подержал, наверное, каждый. Хотелось убедиться, что Благодатный Огонь не обжигает. Действительно, не обжигает. Очень трудно было потушить свечи, Огонь вспыхивал вновь и вновь. Я тушила свои свечи трижды. Первое, что я сделала, когда вышла из Храма – позвонила сюда, домой, в далекую Сибирь. Очень хотелось поделиться радостью, что Благодатный Огонь сошел.

В этом году тоже с трепетом буду ждать весточки из Иерусалима. Сойдет ли Огонь? Дай Бог нам всем милости Божьей!

Я долго думала о том, как рассказать о схождении Благодатного Огня. Оказалось сложным подобрать слова, чтобы точно передать чувства, которые возникают в этот момент. Схождение Благодатного Огня – это не театрализованное  или цирковое представление, не шоу, не ритуал. К Огню можно относиться как угодно: можно верить или не верить, признавать или нет Божественную природу его происхождения,  приводить доводы о невозможности его возникновения и об обмане и т.д. Это право каждого человека. Для меня же это зримое, видимое проявление присутствия Бога в нашей жизни.

У нас в Храме по имя преподобного Сергия Радонежского мы, готовясь к Пасхе, репетируем с детьми пасхальный спектакль. Там есть такие слова: «Что такое Пасха? Пасха — это когда воскресает природа! Пасха — это когда воскресает Господь!  Пасха — это когда воскресает твое сердце!» Я не богослов, не могу правильно рассуждать о природе и смысле этого чудесного явления. Но как простой человек думаю, что если  схождение Благодатного Огня помогло хотя бы одному человеку воскресить собственное сердце, это и есть чудо.

Данная статья опубликована в газете «Сельская правда» с.Довольное .Пасха 2012 год

One thought on “Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме. Впечатления Колченко Елены, паломницы из с. Довольное, НСО