«Каждый человек должен освятить своё призвание, исполнить то, что ему по силам. Допустим я пошёл бы сейчас в Протат1 и занял бы место Фирфириса2. Возможно ли это? Конечно нет! Необходимо искать, что мне по силам сделать, и стремиться следовать своему призванию.
В Пирее по молитве простого портового грузчика был воскрешен его умерший тесть. Своей подвижнической жизнью этот человек освятил жизнь целого порта, собственным примером изменив жизнь многих людей. Но он никогда не говорил: “Почему бы мне не стать монахом?”. Если бы на то была воля Божия, он бы не женился, а принял постриг».
***
«За последние годы произошли большие изменения. Зло получило практически повсеместное распространение, но ещё существуют праведники, по молитвам которых Бог не оставляет нас своим человеколюбием. Горе нам, если испортится эта добрая “духовная закваска”».
***
«К дню сорока мучениц дев постниц3 лучше подходит евангельское чтение о десяти девах, а не о кровоточивой».
***
|
«Мы должны со смирением говорить начальникам о возникающих у нас сомнениях – быть может, таким образом, мы поможем им действовать более благоразумно».
***
«Человек должен действовать сообразно своему духовному состоянию. Предпринимая что-то, что нам ещё не по силам – мы можем надорваться и прийти к духовному надлому».
***
«Поступай также как Антоний Великий. День старайся посвятить работе и молитве. Ночь – чтению и Умному деланию. Непродолжительное, но внимательное изучение духовной литературы – очень помогает».
***
«В пустыне человек чувствует себя малым и незначительным. И каждого человека (пускай, даже и незнакомого) встречает с большой и искренней любовью».
***
«Монах не должен раздавать другим приказания, ему можно лишь со смирением делиться с ними своими мыслями».
***
|
«Диавол находится в помрачении и потому способен понять только те нечистые помыслы, которые сам нам навязывает. В наши добрые и светлые мысли он проникнуть не способен».
***
«Чрезмерный труд делает человека дикарём. Работа должна проходить под руководством духовного наставника».
***
«В грядущие годы многие люди будут становиться монахами из-за усталости от разгульной жизни в стремлении заполнить пустоту в своей душе. Они будут приходить в монастыри и предаваться посту и другим подвигам, но не будут чувствовать отдачи, не имея необходимых предпосылок для иноческой жизни. В первую очередь, чуткости. Если у человека нет чувствительного сердца, что бы он не предпринял – он останется на уровне сухого аскетизма».
***
|
«В монастыре жизнь не такая суровая, как в пустыне. Но здесь до конца жизни необходимо соблюдать каноны и Устав своей обители».
***
«Как бы я хотел найти какую-нибудь пещеру, спрятаться в ней и насладиться своим монашеским деланием!»
***
«Некоторые самовольно оставившие Афон монахи-расстриги в конце жизни вернулись на Святую Гору и, принеся Богу покаяние, упокоились в мире. Эти люди, когда поступали в монастырь, имели доброе духовное расположение, но не получили от других своевременной помощи и поддержки.
Так случается с многими. Они приходят в обитель с добрым настроем, но не находят человека, который мог бы их наставить и поддержать. В конце концов они оказываются на краю духовной гибели и оставляют монашество.
Но Бог никогда не забывает тех, кто начал свой подвиг с искренним и добрым расположением, Он возвращает таких людей к Себе, помогая им избежать вечной погибели».
***
«Бесы стремятся помешать человеку прислушаться к советам его духовного отца».
***
1 Протат – соборный храм Святой Горы Афон.
2 Дионисий Фирфирис родился в 1912 году в деревне Мегали Панагия на полуострове Халкидики. В возрасте 8 лет он пришёл на Афон, где уже был монахом его дядя, и поселился в монастыре. Здесь, на Святой Горе, и проявилось его необыкновенное дарование исполнителя византийских гимнов. Отец Дионисий начал петь в 1930 году и вскоре стал одним из самых известных в мире исполнителей византийских церковных песнопений. Ещё при жизни греческие фирмы грамзаписи выпустили несколько дисков византийских гимнов в исполнении иеродиакона. Отец Дионисий скончался в 1990 году.