Что есть боевые искусства в своем исходном значении? Комплекс методов для ведения войны – от строевой подготовки до фортификации, от рукопашного боя без оружия, до применения оружия массового поражения. Применительно к рассматриваемой теме нас интересует такая часть, как рукопашный бой, а еще точнее – то, во что он трансформировался на гражданской почве – различные виды так называемых единоборств.
В своем исходном значении рукопашный бой (ближний бой без применения огнестрельного оружия) нужен, и практикуется теми, в чью работу входит силовое противодействие – это армия и полиция с одной стороны, и противостоящие им (террористы и преступники) – с другой. Набор ситуаций, в которых он используется в нынешнее время – гораздо уже, чем в средние века, или даже во Вторую мировую войну. При наличии приспособлений для ведения бесшумной и беспламенной стрельбы он практически не используется для снятия часовых, а практическая область его применения сужается до ведения боя в пожаро-взрывоопасных помещениях, для задержания преступника/секретоносителя, и ситуации «разборок» в криминальном мире при невозможности/нежелании использования оружия.
Мы же поговорим о том, как обычному мирному человеку, желающему заниматься единоборствами по каким-либо причинам, в поисках секции не попасть в секту. А цветут они в этой области пышным цветом, в отличие от конкретно силовых организаций, о которых было сказано ранее, ведь для силовиков важен практический результат, а не процесс мороченья головы тренирующимся за их же деньги.
По этой же причине из исследования мы исключим и большую часть спортивных единоборств, по которым проводятся соревнования – там так же нужен конкретный результат – успешное выступление, а промывание мозгов и игры в бесконтактные воздействия и медитации этому никак не способствуют. Я думаю, что все слышали об этих феноменах как в восточных, так и в отечественных системах, но никто и никогда не видел бесконтактного бокса, или, к примеру, бесконтактной греко-римской борьбы.
Итак, предметом рассмотрения будут секции для гражданского населения, в которых не проводятся контактные соревнования, или, хотя бы, дружеские встречи с представителями других школ. Ведь в этом случае у занимающихся нет объективных критериев оценки полученных навыков, и это предоставляет широкое поле для обмана различным шарлатанам и представителям, так сказать, нетрадиционных религиозных организаций, в просторечии – сект.
Если говорить о традиционных, исторически существовавших школах боевых искусств, то следует отметить кардинальную разницу подходов на Востоке и на Западе. Для восточных школ характерна всеохватность жизни практикующего – школы часто являлись или сугубо семейными, или же имитировали родственные связи – ученик называл учителя отцом, других учеников – братьями, и отношения строились соответственно. Часто студент такой школы осваивал не только искусство боя, но и основы медицины, принимал мировоззренческую модель школы, и сам, становясь впоследствии учителем, старался передать полученное именно в том виде, в котором получил. Именно по этой причине в Китае, Японии, Вьетнаме и Корее до сих пор сохранились средневековые школы именно в том виде, в котором они возникали – от ритуалов до формы одежды, от доспехов до оружия. Корни этого явления уходят в конфуцианство.
Для запада в обучении силовому противодействию всегда был характерен утилитарный подход – ценность имело не носительство многовековых традиций, а практические навыки противостояния противнику, вооруженному по последнему слову техники на момент обучения. По этой причине работа со средневековым оружием и в доспехах на Западе не сохранилась как традиция и является сейчас результатом работы реконструкторов. Так же отличались отношения учитель-ученик – учителя фехтования преподавали за деньги, как правило – дворянству, и ни о каких отношениях «сын-отец» речи не шло, как и о сохранении в неизменном виде использования оружия, вышедшего из употребления.
Говоря о школах искусств вообще, и о школах боевых искусств в частности, следует отметить, из чего состоит школа:
- теория
- практика (техника и тактические схемы ее применения)
- методика и дидактика (обучение технике и обучение инструкторов)
- традиция (линия передачи, соответствующая предыдущим пунктам).