О скорбях, болезнях и их терпении

Из книги “Архимандрит Серафим. Мы всегда под крылом Божиим”,  изданной в серии  «Подвижники благочестия XX века», выпущенной Сретенским монастырем в 2010 г. Книгу можно приобрести в магазине московского Сретенского монастыря.

***

Временное наслаждение есть наживка на крючке греха,  от сатаны закинутая.

Временное же страдание есть горькое,  но полезное лекарство, если претерпим — то оно нам во Спасение; ведь мы достойны по грехам худшего. Бог посылает страдание во Спасение нам, принимай его со смирением и радостию. «Милость Свою Господь мне послал», — говорил отец Иоанн Кронштадтский о своей болезни.

Мучение и даже смерть не суть зло. Грех,  неведение Бога, нерадение — вот зло, гибель души.

Клевету, наказание (когда и бываю невиновен), ос­корбление, гонение, обиду,  болезнь, нищету, голод, холод, заточение, труд каторжный — все терпи с благодарностью. Все обязуюсь терпеть Бога ради, оставления грехов и будущаго блаженства с радостию, благодарением.

И искушению радоваться следует —  и побеждать его, терпением и молитвою к Богу о помощи, благодарить Гос­пода за это искушение, видеть здесь Промысл Божий.

Свои скорби, болезнь следует скрывать — будь весел пред людьми;  думай: какое им дело до моих скорбей.

Кто потерпит досаждения, без труда спасется.  Великомученице Варваре Спаситель в ее страданиях дал обетование:  «Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем».

Христос — Царь наш — страдалец;  Он — Царь мучеников, нищих,  гонимых. И Царица —  Богородица — страдалица.

Потерпи — Господь терпел невинно мене ради, и что, неужели зря?  Вот и ты терпи.

«В терпении обретай мужество», — говорит святой Ефрем Сирин.

Терпеть не будешь — бесу жертвою будешь.

Терпеть надо все без исключения, принимая то,  как от руки Божией. Терпи мужественно все, преодолевай себя. Бога ради неси недуги и крест.

Крест свой тяжел, но, преобразясь в Крест Христов — делается легок. Сам Господь говорит об этом: иго… Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф 11, 30). Достигнешь сего, если, даже и каясь, будешь благодарить Христа;  от благодарения и славословия — приходит радость. Не ропщи на тяжесть твоего креста, но многократно повторяй: слава Богу!

Уповай на помощь Божию. Ведь упование… не посрамит (Рим 5, 5).

Болеешь — жди с упованием утешения от Бога; ко­гда же радуешься —  жди от Бога смиряющей скорби. И так будет.

Если ты в нездоровье унываешь — то как бы  «утешаешься» раздражением. Сие не полезно.

Молись: «Господи, имиже веси судьбами спаси нас, грешных. Помоги нам, грешным, благодушно терпеть посылаемые Тобою скорби».

Если против желания терпишь болезнь, холод,  досаду, укор, насмешки — вспомни Царя,  без воли и ведения Коего ничто не совершается. Раз Он допустил сие — это и есть самое нужное —  лучшее тебе. Ты ведь часто молишься:  «Да будет воля Твоя». Вот и отвергай свою волю, подчиняя ее воле Божией.