Конференция, посвященная Году семьи в г. Купино

18 декабря, в Год семьи и накануне дня прославления святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, иеромонах Мелхиседек (Свистелин) принял участие в мероприятии, посвященном Году семьи, в котором участвовали женщины – активистки общественного движения – из Купинского района, награжденные знаком Губернатора Новосибирской области  «За любовь и добродетель».

Мероприятие было организовано Натальей Владимировной Сорокиной, председателем Совета депутатов Купинского района. Это мероприятие традиционно проводится в день Матери. В этом году мероприятие прошло в открытом пространстве  “Вагон 89» Купинского районного Молодежного центра, который в этом году занял I место среди Молодежных центров Новосибирской области.

Пленарное заседание было посвящено проблемам семьи и семейного воспитания. Иеромонах Мелхиседек (Свистелин), благочинный Центрального округа Карасукской епархии, выступил с докладом, в котором обозначил актуальные проблемы семьи, семейного воспитания и семейных традиций.

Все заслушанные сообщения активно обсуждались участниками встречи, так как вопросы семьи, семейных традиций и воспитания подрастающего поколения не могут не волновать современное общество. По завершению мероприятия дальнейшая беседа продолжилась за чаепитием.

                                                  Уважаемые участники конференции!
Сердечно поздравляю всех вас с наступающим праздником Рождества Христова и новолетием!
Общество наше возвращается к единству и солидарности. Те преграды, которые были поставлены между Церковью и обществом, разрушены, но необходимо время для взаимного
узнавания, для того чтобы найти и обозначить, соединяющие нас общие интересы. И мы видим, что не только история и культура и общие наши беды нас сплачивают. но и, в частности, – нравственные, духовные проблемы общества.
Свидетелями и участниками многих событий в жизни нашей Церкви, особенно в последние десятилетия, поставил нас Господь. Событий разных по значимости, по духовной сути,
по общественному влиянию и резонансу. О событиях благих и созидательных, творческих мы стараемся помнить, прославляем за них Бога и благодарим добрых людей, трудами которых они совершились на общественную пользу.
О явлениях негативных, печалящих нас, мы также не должны умалчивать, но говорить о них откровенно, с тем чтобы изжить, преодолеть имеющиеся недостатки и пороки. Нам, христианам, присуще говорить более о своих недостатках, чем трубить на площадях о своих совершенствах и добродетелях – о них знает Бог. Поэтому сегодня с тревогой и печалью вновь, как и в прежние годы, будем говорить о наших общих проблемах.
Проблемы современности Следует сказать несколько слов об основных чертах современной церковно-общественной жизни, обозначить наиболее значимые проблемы.
Сегодня в этой области нам приходится наблюдать ряд явлений отрицательного характера. Причины этого весьма разнообразны. Одна из самых главных – общая секуляризация жизни общества. К сожалению, мы живем в эпоху постоянно возрастающего натиска секуляризма,
апеллирующего к низменным человеческим страстям. На фоне общей коммерциализации общественных отношений это приводит к тому, что некоторые средства массовой
информации предпочитают открыто эксплуатировать животные инстинкты, зарабатывая на этом деньги, нежели противостоять пороку, поскольку такое противостояние всегда связано с материальным ущербом. Надо помнить, что зло более активно и агрессивно чем добро. Задачи общества поддерживать добро.
Соблазны мира с особой силой действуют на молодое поколение, не готовое к тому, чтобы противостоять им, поскольку молодые люди еще не имеют твердых духовно-нравственных убеждений, жизненного опыта. Кроме того, некоторые технические достижения (телевидение, интернет) сделали соблазны мира гораздо более привлекательными, чем во все прошедшие времена.
Жизнь большинства наших сограждан часто сводится к добыванию хлеба насущного, отчего все действия человека подчиняются единому стремлению обеспечить себе и своей семье уверенность в завтрашнем дне. Одновременно с этим происходит расслоение общества на людей, обладающих огромным состоянием, и тех кто не может обеспечить себе уровень достатка, соответствующий человеческому достоинству, увеличивается количество беспризорных детей,
а также иных социально  незащитных лиц. Ситуация приобретает еще большую серьезность в связи с имеющейся опасностью террористических актов, жертвой которых может стать любой человек, а также деятельностью деструктивных сект и культур.
Статистические данные являют нам поистине ужасающую картину: большинство браков кончается разводом, количество рожденных детей значительно меньше числа убитых во чреве матери, постоянно увеличивается число наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом,
умножается количество самоубийств. Все это является прямым следствием жизни без Бога, утраты чувства нравственного долга, забвения добра, размыванием в обществе традиционных нравственных устоев.
И все же в нашем народе есть много, очень много добрых,чистых, честных, стремящихся к добру и общему благу людей, жаждущих истины. Кто, как не пастыри и учителя – работники образования – должны утолить эту жажду, указать истинный путь жизни, свидетельствовать об этом всей своей
жизнью.
Верующему гораздо легче преодолеть житейские трудности, поскольку его опорой, прибежищем и покровом является Сам Бог. Любовь к Богу, как общему Отцу всех людей помогает переживать все невзгоды. Это благое чувство должно быть у всех окружающих нас людей.
Демографические проблемы Советский период в жизни нашей страны не прошел для нее
бесследно. Очевидно, что его последствия мы будем ощущать еще очень долго. Старшему поколению наших сограждан памятна прошедшая эпоха со всеми ее отрицательными
чертами. Массовые аресты и расстрелы, всеобщее доносительство, предательство даже близких родственников стали живым воплощением слов Евангелия о предании братом брата на смерть.
С 1920 года, когда государство разрешило аборты, кстати запрещенные до сих пор во многих странах мира, началось стремительное уменьшение населения России. С 1896-го по 1917-й год
оно увеличилось на 52 миллиона и достигло 176 миллионов человек. Такое же население было в Китае.
Ныне мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа. Смертность в центральных районах России превышает рождаемость в несколько раз. Депопуляция, демографический кризис – мы все чаще слышим эти слова и, к сожалению, начинаем привыкать к
ним. Речь идет о настоящем вымирании нашего народа, которое идет нарастающими темпами и грозит стать необратимым. Многочисленные мигранты с окраин бывшего Советского Союза, прибывающие в Россию, частично компенсируют этот процесс, но это не спасает положения.
Пора посмотреть правде в глаза и указать настоящую причину катастрофы. Чаще всего говорят об экономической подоплеке, но исследователи знают, что благосостояние чаще всего тормозит рождаемость, а не стимулирует ее.
Правительство России ведет активную борьбу с этой проблемой. Но, со всей ответственностью мы можем сказать, что причина вымирания имеет духовные корни. Люди, потерявшие Бога,
теряют смысл жизни, теряют представление о добре и зле, помрачают в себе образ Божий, забывают свое человеческое призвание, разучиваются любить. Именно в этом кроется
причина кризиса семейной жизни в России. Мужчины не хотят быть мужьями и отцами, женщины разучились быть женами и матерями. Привлекательным становится потребительский образ жизни, поиск удовольствий. А это делается за счет средств, которые должны идти на детей.
Церковь всегда учила, что убийство ребенка во чреве матери – страшнейший смертный грех. В наше же время в России ежегодно совершается огромное, поражающее любое воображение количество абортов.
Замысел Божий о рождении детей необыкновенно глубок и величествен. Супружеская любовь, приводящая к зачатию ребенка, неразрывно соединена с целомудренной и самоотверженной готовностью и желанием носить во чреве, родить, вскормить, вырастить и воспитать нового человека. Этот подвиг соединяет родителей, очищает их чувства, возгревает любовь. Народная мудрость говорит, что дети — это дар Божий, это счастье.
Другим следствием неуважения к бытию человеческой личности становится пренебрежение к своей собственной жизни. Нет ничего хуже самоубийства. Однако количество этих случаев с каждым годом растет. Основная причина этого явления — отсутствие цели в жизни, неверие в жизнь будущего века, разочарование в жизни, отсутствия терпения болезней и скорбей.
Наряду с этим широкое распространение сегодня получило мнение о том, что человек вправе распоряжаться своей жизнью. Сегодня в обществе звучат голоса, требующие легализовать это «право». Предпринимаются попытки обозначения самоубийства медицинским термином
«эвтаназия». Ужас ситуации состоит в том, что исполнителями убийств предполагается сделать врачей, которые по долгу службы обязаны заботиться о сохранении жизни человека.
Мы должны со всей твердостью заявить: эвтаназия — это один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении это крайняя степень отпадения от Бога, Подателя
жизни. Человек, совершающий данный акт, своим поступком утверждает, что жизнь для него потеряла всякую ценность и смысл. Как говорил выдающийся педагог Антон Семенович
Макаренко: “Без Бога невозможно полноценное воспитание”.
В утверждении своих позиций сторонники эвтаназии никогда не доходят до логического конца, ибо тогда для всякого здравого рассудка становится очевидной абсурдность и противоречивость их идеи.
К счастью, у большинства людей сохраняется инстинкт самосохранения и здравый смысл, и они отвергают эти псевдогуманные, порожденные диаволом идеи самоуничтожения.
Православная Церковь не может квалифицировать пропаганду эвтаназии и самоубийства иначе, как скрытый или явный сатанизм. Основанием для такого утверждения являются слова Господа нашего Иисуса Христа, Который засвидетельствовал, что именно диавол есть человекоубийца.
Решение проблем жизни общества  не терпит отлагательства. Семья, как домашняя церковь, есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы
здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом.
Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и
развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, — свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Оказывая таким детям духовную и материальную помощь, заботясь об их вовлечении в духовную и социальную жизнь, Церковь
одновременно видит важнейший свой долг в укреплении семьи и  осознании родителями их призвания, что исключило бы трагедию брошенного ребенка.
Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил. Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий
урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни
становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия. В условиях духовного кризиса человеческого
общества средства массовой информации и произведения так называемой массовой культуры нередко становятся орудиями нравственного растления, воспевая и превознося половую разнузданность, всевозможные половые извращения, другие греховные страсти. Порнография,
представляющая собой эксплуатацию полового влечения в коммерческих, политических или идеологических целях, способствует подавлению духовного и нравственного начала,низводя тем самым человека до уровня животного, руководствующегося лишь инстинктом.
Пропаганда порока наносит особенный вред неутвержденным душам детей и юношества. В книгах, кинофильмах и другой видеопродукции, в средствах массовой информации, а также в некоторых образовательных программах подросткам зачастую внушают такое представление о половых отношениях, которое крайне унизительно для человеческого достоинства, поскольку в нем нет места для понятий целомудрия, супружеской верности и самоотверженной любви. Интимные отношения мужчины и женщины не только обнажаются и выставляются напоказ,
оскорбляя естественное чувство стыдливости, но и представляются как акт чисто телесного удовлетворения, не связанного с глубокой внутренней общностью и какими-либо
нравственными обязательствами. Церковь призывает верующих в сотрудничестве со всеми нравственно здоровыми силами бороться с распространением этого диавольского соблазна, который, способствуя разрушению семьи, подрывает основы общества.
Основа православной семьи – любовь. Супруги демонстрируют общую любовь к Господу, к детям, друг к другу. Они окутаны этой любовью, а значит, испытывают особое чувство благостности и покоя.
Общие традиции объединяют семью. Если семейство в воскресенье не спит до обеда, а отправляется на богослужение – это прекрасно. Они проводят время друг с другом и с Господом. Они находятся под Его защитой и покровительством.
Главная традиция православной семьи – любовь. Если среди ваших знакомых имеется такая пара, то вы наверняка отмечали, как тепло и уютно в их доме. Вы удивлялись отношению мужа к жене, а жены к мужу. Ведь в такой семье супруги заботятся друг о друге, делятся друг с другом теплом.
Дети, растущие в любви, обретают уверенность в том, что они нужны и значимы. Редко такие мальчики и девочки вырастают бездушными и бесчувственными. Их минуют проблемы подросткового возраста, они не пытаются бунтовать и выходить из повиновения.
Любовь родителей и Господа уберегает их от такой напасти. Но, конечно, и православная семья сталкивается с трудностями. И здесь случаются ссоры и несчастья. Но они скоротечны. Супруги ведают, что такое любовь, и не хотят разрушать свой мир.
Семья – это малая церковь. Здесь могут быть свои правила и традиции. Главный в ней муж, но это не означает, что он деспот и тиран. Он, прежде всего, ответственный мужчина, который берет на себя заботу о своей жене и потомстве.
Только в семье воспитывается чувство любви к ближнему. Дети учатся на примере родителей любить и чтить старших, заботиться о них, помогать и трудиться во благо семьи.
Православная семья обеспечивает духовное развитие  личности. Именно здесь прививаются ценности, благодаря которым до сих пор жив род человеческий. Если бы не было
семьи, не было бы и человечества.
Завершаю свое выступление словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:
«Семья — это основа русской национальной жизни и внутренний оплот традиции Русского мира, имеющий ключевое значение для всех религиозных культур. Будучи самой главной школой воспитания личности, семья не только помогает человеку познавать окружающий мир, но и научает его любви, доброте и состраданию, дает важнейшие нравственные представления и ориентиры».
«Традиционная семья считалась еще несколько десятилетий назад чем-то таким же естественным, как воздух. Никому не приходило в голову призывать создавать семьи и рожать
детей. Однако не в последнюю очередь, благодаря внешним влияниям, транслируемым в общественном пространстве нашей страны, удается убедить определенную часть людей,
что традиционная семья — устаревший пережиток, и это становится способом удушения нашего народа, лишения его жизненно необходимого воздуха.
«Не зря семью называют «малой церковью». Она, как и Церковь, делает из отдельных людей общность. Именно в семье человек учится любить, учится жить по Евангелию.
Через семью прививается уважение детей к родителям, укрепляется связь поколений, передаются традиции, язык, культура и религия».

Иеромонах Мелхиседек (Свистелин), руководитель Отдела образования Карасукской епархии