Ваше Высокопреподобие, Преподобие, братья и сестры участники XIII Карасукских Рождественских Образовательных чтений! В этом году тема чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».
Наша встреча проходит в преддверии празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Войне, которая унесла десятки миллионов жизней людей различных национальностей и различного вероисповедания. История Великой Отечественной войны показывает нам, что победа над врагом была достигнута только благодаря единству и согласию в народе.
Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – греха, порождающего братоубийственную ненависть. И Святая Церковь во все времена с глубочайшим почтением относилась к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних, оберегали свою страну.
Русская Православная Церковь на протяжении своей тысячелетней истории неоднократно переживала со своим народом беды и тяготы военного времени. Страницы отечественной истории наполнены примерами живого и действенного патриотизма духовенства и мирян.
Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для Русской Православной Церкви. Ее история в этот военный период неотделима от гражданской истории общества.
22 июня 1941 года, в день всех святых в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Во второй раз за XX век Германия вступила в смертельную борьбу с Россией, обернувшуюся для нас новой национальной катастрофой. Вожди нацисткой партии открыто отвергали христианские нравственные ценности и предпринимали возрождение древнегерманского языческого культа.
К началу Великой Отечественной войны над Русской Православной Церковью нависла угроза полного уничтожения. В стране была объявлена «безбожная пятилетка», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков».
Почти все оставшиеся в живых архиереи находились в лагерях, а количество действующих храмов на всю страну не превышало нескольких сотен. Однако, несмотря на невыносимые условия существования, в первый же день войны Русская Православная Церковь в лице Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) проявила мужество и стойкость, обнаружила способность ободрить и поддержать свой народ в тяжелое военное время.
По окончании литургии Местоблюститель собственноручно напечатал на машинке текст воззвания к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое моментально было разослано по сохранившимся приходам. По всей стране в православных храмах служились молебны о даровании победы.
Митрополит Сергий не был одинок в своем призыве к православному народу. Ленинградский митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх, призывал верующих «жизнь свою положить за целость, за честь, за счастье любимой Родины». В своих посланиях он прежде всего писал о патриотизме и религиозности русского народа: «Как во времена Димитрия Донского и святого Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу».
Война потребовала мобилизации всех ресурсов нашей страны: материальных, физических, моральных и духовных. Миллионы верующих сражались на фронте и трудились в тылу.
5 января 1943 года митрополит Сергий сообщал в телеграмме верховному главнокомандующему И. Сталину о начале сбора средств на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского..
Всего же за годы войны в фонд обороны страны верующими было направлено 300 миллионов рублей.
Сбор средств в Фонд обороны, на подарки красноармейцам, помощь сиротам, воинам-инвалидам, семьям погибших составляли основную часть внешней деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Но была и еще одна, важнейшая форма деятельности – молебны о победе русского воинства. Такой молебен впервые отслужил Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе в Москве.
Одним из величайших молитвенников в годы войны был иеросхимонах преподобный Серафим Вырицкий, подвизавшийся в поселке Вырица под Ленинградом. В 1941 году ему было 76 лет. Болезнь практически не позволяла ему передвигаться без посторонней помощи. Очевидцы передают, что старец любил молиться перед образом своего святого покровителя преподобного Серафима Саровского.
Нельзя подсчитать, сколько представителей православного духовенства погибло на этой войне. Особой памяти и уважения последующих поколений заслуживают верующие блокадного Ленинграда, все отдавшие на алтарь Победы. Митрополит Алексий ежедневно совершал литургию. По личному распоряжению Сталина ему выдавали вино и муку.
Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 г. на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии. Так, уже побывав в семилетнем заключении в Фергане, заместителем командира роты начал свой боевой путь по фронтам войны лейтенант Сергей Извеков, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.
Наместник Псково-Печерского монастыря в 1950–1960 гг. архимандрит Алипий (Воронов) воевал все четыре года, оборонял Москву, был несколько раз ранен и награжден орденами.
Вспомним и героя Советского Союза, защитника Сталинграда Ивана Павлова, будущего духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла, недавно почившего.
Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев) на фронте был пулеметчиком.
В двух действующих в Новосибирской области храмах велась активная патриотическая работа – сбор пожертвований на нужды Красной Армии. Вознесенская церковь в 1944 году внесла 200 000 рублей в фонд помощи солдатам Красной армии. Всего за 1944 год духовенством и верующими Новосибирска было собрано 826 500 рублей. 26 ноября 1946 года архиепископу Варфоломею, архимандриту Никандру (Вольникову) и протоиерею Николаю Сырнёву были вручены и медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Война стоила нашей Родине гибели 25 миллионов ее сыновей и дочерей, среди которых были миллионы православных. Русская Церковь потеряла прекрасные храмы, разрушенные артиллерийскими обстрелами, взорванные бомбами; уцелевшие церкви на освобожденных территориях были опустошены, разграблены; святыни осквернены. Уничтожена была вековая святыня русского народа – Успенский собор Киево-Печерской Лавры.
8 сентября 1943 года, спустя 4 дня после встречи в Кремле Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия с Председателем Совнаркома И.В. Сталиным состоялся Архиерейский Собор. В деяниях Собора, проходившего в здании Патриархии, участвовало 19 архиереев. Митрополит Сергий выступил на Соборе с докладом о патриотическом служении Церкви в Великую Отечественную войну. На Соборе митрополит Сергий (Страгородский) избран был Патриархом Московским и всея Руси, интронизация которого совершена 19 сентября в кафедральном Богоявленском соборе.
Во всех епархиях продолжали открываться закрытые ранее приходы (с января по ноябрь 1944 года было открыто более 200 церквей); рукополагались священники и диаконы.
В послевоенные годы были открыты тысячи новых приходов во всех епархиях, в особенности в Белоруссии и на Украине. В 1946 году Русская Православная Церковь имела 10544, а в 1949 году уже 14477 приходов. Храмы были переполнены тогда молящимся народом, особенно женщинами, потерявшими близких: мужей, сыновей, кормильцев. В церкви эти страдалицы искали и находили утешение.
Великой радостью для православного народа явилось возобновление богослужений в Троице-Сергиевой Лавре.
Возрождались духовные школы. Открылись Московская и Ленинградская духовные академии.
Война подвергла переоценке все стороны жизни советского государства, вернула людей к реальностям жизни и смерти. Переоценка происходила не только на уровне рядовых граждан, но и на уровне правительства.
День Победы объединяет всех людей в России вне зависимости от их национальности и вероисповедания, возраста и политических убеждений. Празднуя День Победы, каждый из нас вспоминает о великом подвиге, который совершило в годы войны все наше воинство от рядового до маршала. Память об этом подвиге укрепляет преемство нашей истории, нашей культуры, нашего духовного самосознания.
Сегодня, как и всегда, миротворчество является важнейшей задачей Церкви Христовой: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18).
Русская Православная Церковь сегодня стремится осуществлять свое миротворческое и патриотическое служение, противостоит пропаганде войны и насилия, терроризма, экстремизма и других различных проявлений ненависти, способной спровоцировать братоубийственные конфликты. Сегодня, спустя 80 лет после Великой Победы, стала вновь востребована правда о той войне, о которой необходимо напомнить миру. Не надо бояться клеветы, которая широким фронтом развернулась против великого подвига нашего народа. Для того, чтобы ей противостоять, необходимо единство народа, а для него – вера в Бога, Божий промысл и великое значение Русской православной цивилизации.
В Нашем Отечестве есть памятник Великой Победы – это храм в честь Воскресения Христова, главный храм Вооруженных Сил России.
Сотрудничество армии и церкви в России имеет многовековую историю. Православная вера всегда была духовно-нравственной опорой русских воинов. Наши воины на специальной военной операции хранят боевые традиции предков и преумножают славу русского оружия. Их мужество и стойкость – залог нашей победы.
Церковь во все времена относилась с уважением к воинам, которые ценой собственной жизни и здоровья выполняли свой долг. С начала боевых действий на Донбассе и Украине военные священники выезжали в зону боевых действий свыше двух тысяч раз.
Священнослужители нашей Карасукской епархи активно помогают участникам специальной военной операции. В храмах регулярно совершаются молитвы, Крестный ход. Приходами епархии активно собираются вещи, продукты и денежные средства для участников СВО. В октябре 2023 года посещая Бердянскую епархию встречался с воинами участниками специальной военной операции.
Горестно то, что мужья и сыновья находятся на СВО, церковь молится о них, а большинства жен и матерей в храмах нет.
Весьма тяжелое положение духовенства и верующих Русской Православной Церкви на Украине. Захватываются храмы, изгоняются верующие из храмов, идут гонения и арест духовенства. Забота о расширении сознания нынешней российской молодежи, включения в него мысли о служении другим, героизме и подвижничестве ради спасения России должна стать центральной в гуманитарном обучении, духовном и нравственном воспитании.