19 сентября в Горно-Алтайском государственном университете состоялась ХІХ международная научно-практическая конференция «Макарьевские чтения», посвященная 75-летию государственного университета. Конференция организована ГАГУ при активном участии сотрудников кафедры истории и археологии совместно с Горно-Алтайской епархией Русской Православной Церкви и Восточно-Казахстанским техническим университетом им. Д. Серикбаева (г. Усть-Каменогорск).
По благословению Преосвященнейшего Филиппа, епископа Карасукского и Ордынского, в работе конференции приняла участие Людмила Едапина, руководитель Информационного отдела Карасукской епархии.
Макарьевские научные чтения в честь преподобного архимандрита Макария, основателя Алтайской духовной миссии, проводятся в Горно-Алтайском госуниверситете с 2002 года. Это по истине дань благодарности алтайским миссионерам, которые внесли огромный вклад в развитие Горного Алтая и заложили основы мирного, уважительного взаимодействия людей различных национальностей и конфессий.
Здесь, на ежегодных Макарьевских чтениях, их участники обсуждают актуальные научно-практические вопросы, проблемы межконфессионального взаимодействия в мире, социально-политические и международные отношения народов России и сопредельных государств. Мероприятие посвящено как истории России в целом, так и истории людей, внесших важный вклад в развитие страны.
С приветственными словами к участникам конференции перед началом пленарного заседания обратились председатель комитета Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и средствам массовой информации Наталья Михайловна Екеева, проректор по учебной работе госуниверситета Куриленко Татьяна Калауиденовна. и епископ Горно-Алтайский и Чемальский Макарий.
Владыка Макарий подчеркнул общее высокое предназначение православной церкви и высшей школы, отметив что Макарий Глухарев, Макарий Невский и первые миссионеры заложили на Алтае не только основы церковной духовной миссии, но и основы светского образования. И эта функция – учительство, роднит Горно-Алтайский государственный университет и Горно-Алтайскую епархию. Преосвященный Макарий также отметил широту и разнообразие поднимаемых на конференции проблем и пожелал ее участникам плодотворной работы.
В ходе пленарной части были заслушаны пять докладов. Протоиерей Борис Пивоваров, доктор богословия (г. Новосибирск) поведал о консолидирующем значении миссионерской деятельности Русской православной церкви в Сибири в конце XIX – начале XX веков.
Завершила пленарное заседание Надежда Васильевна Расова, кандидат исторических наук (г. Горно-Алтайск), заслуженный учитель России, она выступила с докладом “Священники-миссионеры Улалинского стана Алтайской духовной миссии: социологический и культурно-воспитательный аспекты”. Доклад она закончила результатом трактовки тропаря прп. Макария Глухарева, сделав выводы о том, что преподобный Макарий не просто по своей воле приехал на Алтай, а по воле Божией, ибо Господь послал его именно сюда, в этот край, где он прославлен в лике святых за то, что принес благую весть, доброе сообщение на алтайскую землю. “В чем заключается это благо? – спрашивает она и отвечает: “В том, что преподобный принес истинную веру. “Благая весть” – дословный перевод с древнегреческого языка слова “Евангелие” (εὐαγγέλιον), то есть Макарий пришел распространять учение Иисуса Христа как истинную веру”. И делает вывод: Макарий для алтайских народов есть отец, который любит своих духовных детей – строгий и одновременно заботящийся о них.
Далее участники конференции продолжили работу по 3-м секциям. Вопросы межконфессионального взаимодействия, деятельность Русской Православной Церкви, сохранение памятных мест Алтайской духовной миссии в соотношении к сакральным местам религий и культур Горного Алтая обсудили участники мероприятия.
20 сентября в рамках ХІХ международной научно-практической конференции «Макарьевские чтения» состоялась поездка в села Аскат и Анос Республики Алтай.
Аскат – это деревня мастеров и художников. Здесь участники конференции посетили музей-усадьбу семьи Головань.
Это Художественная галерея трех поколений художников: Алексея Константиновича Овсянникова (1928-1982 гг.), Василия Григорьевича Головань (1992-2011 гг.) и Дарьи Васильевны Головань (год рождения 1946). Дарья Васильевна говорит о себе, что она художник в третьем поколении из семьи Головань: “Воспеваю акварелью на шелке природу Горного Алтая”.
В настоящее время на выставке представлены картины маслом Василия Головань и картины акварелью на шелке Дарьи Головань.
Территория самой усадьбы также красиво украшена альпийскими горками. необычными кореньями. По красоте, как я думаю, не уступает Ботаническому саду в г. Новосибирске.
Село небольшое: около ста семей постоянных жителей. Знаменито своими художниками и мастерами, которые работают с глиной, деревом, металлом и другими материалами.
В с. Анос участники конференции побывали в доме-музее алтайского художника Чорос-Гуркина, представителя рода Чорос, ученика И.И. Шишкина, и прослушали удивительную по содержанию лекцию экскурсовода о его жизни и творческой биографии.
Так завершились “Макарьевские чтения” – уникальная площадка для обсуждения актуальных вопросов образования, культуры, социального служения, духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания.
И хочется, чтобы как можно больше людей, знакомясь с материалами “Макарьевских чтений”, глубже познавали наследие Алтайской духовной миссии и знакомились с неизведанными страницами из жизни ее основателя, прп. Макария Алтайского, а также старались подражать примерам личной жизни миссионеров, их деятельной любви и неиссякаемой веры.