Родился в Рязанской области в верующей крестьянской семье. По его словам, “с 12 лет жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность”.
В армию был призван в конце 1930-х годов, служил на Дальнем Востоке, участвовал в финской кампании. В боевых действиях Великой Отечественной войны принимал участии с самого начала.
Возвращение к Богу произошло во время Великой Отечественной войны.
Самым тяжелым военным испытанием для него было ожидание генерального Сталинградского сражения в окопе, в снегу, почти без воды и пищи под постоянным обстрелом врага в течение целого месяца. В чине лейтенанта и в должности командира взвода он принял участие в Сталинградской битве.
Отец Кирилл впоследствии рассказывал:
“Великая и страшная Отечественная война была попущена самим Господом, который, не желая никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле, очищая развращенный и утративший веру народ, чтобы спасти тех, которых можно спасти…
Батюшка вспоминал, как они два месяца лежали в снежных окопах под Сталинградом – не в земляных даже, а в снежных: сдерживали танковую армию генерала Манштейна, которая рвалась к Сталинграду и не прошла. Он рассказывал: когда город был уже очищен от немцев, в одну из первых тихих ночей он стоял на часах.
Ночь была черная, безлунная, стояла абсолютная тишина, потому что фронт весь спал тяжелым сном, и – стоял трупный запах. Батюшка вспоминал: это было царство смерти, которое в нем вызвало такой ужас, что он никогда об этом не мог забыть…
Там же произошло событие, окончательно изменившее его жизнь. В начале апреля 1943 года, неся караульную службу, среди развалин дома он поднял из мусора книгу. Это оказалось Евангелие…
“Я шел с Евангелием и не боялся…, — впоследствии вспоминал батюшка. — Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся”.
А когда стали открывать храмы, такой был подъем в народе. Народ шел в храмы. После Сталинградской битвы, когда мы прибыли в тамбовские леса на отдых, в один воскресный день я пошел в Тамбов. Там открыли единственный храм. Собор был весь голый, одни стены…
Народу — битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник, отец Иоанн, который впоследствии стал епископом, такую проникновенную проповедь произнес, что все, сколько было в храме народа, — навзрыд плакали. Это был сплошной вопль…”
Отец Кирилл рассказывал и о том, как его, награжденного звездой Героя Советского Союза, принуждали вступить в партию. К тому времени он уже нашел в развалинах Сталинграда Евангелие и перечитал его.
Когда его принуждали вступить в партию, он уходил от ответа, говорил: «Мне надо подумать, я не готов…» На него, конечно, начинали кричать, угрожать: «В десант пойдешь!..» А десант – это те, кто на броне, пехотинцы, пойти в десант – это была почти верная гибель. И батюшка сказал: «Ну что ж, пойду в десант»…
В 1946 году в Венгрии был демобилизован и приехал в Москву. Закончил духовную семинарию и Московскую духовную академию. 25 августа 1954 года принял в лавре монашеский постриг, рукоположен во иеромонаха.
С 1965 года – братский духовник. Возведен в сан архимандрита.
Со временем его духовничество стало значимым далеко за пределами обители, к нему тянулось множество людей, начиная от обыкновенных мирян, и “всероссийский духовник” подвижнически не отказывал никому в приеме.
Отец Кирилл был человеком безконечно любящим, стремящимся помогать людям. К нему шли, прежде всего, как к духовнику. И слова «Никто же от него не уходил тощ» можно с полным правом отнести к батюшке.
Был духовником у трех патриархов Московских и всея Руси – Алексия I /†17.04.1970/, Пимена /†03.05.1990/, и Алексия II /†05.12.2008/.
Со временем патриарх перевел его в свою резиденцию в Переделкине, где отец Кирилл продолжал принимать множество своих духовных детей. Он любил одаривать каждого то шоколадкой, то церковным календарем, то небольшими иконками, книжками духовного содержания (а такой литературы в то время было крайне мало, не как сейчас).
Батюшка был, прежде всего, очень жертвенным человеком. И очень простым: простым в общении, простым – в объяснении задач, которые перед стоят человеком. Конечно, мудрым – это ощущалось сразу. Иногда батюшка давал такие поразительные советы, и только спустя время приходило понимание, насколько глубоко было сказанное им.
Около 2003 года со старцем случился инсульт, который сначала обездвижил его, а затем практически лишил возможности общения с внешним миром.
Отец Кирилл не жаловался в своем бедственном положении! Батюшку сначала вывозили в коляске, он говорил не очень много, но говорил…
Они привыкли там, на войне, сражаться и терпеть до последнего…
Терпеть такое, что не укладывается в мозгу у нормальных, не искушенных войной людей…
Предупреждал об опасности внедрения номеров вместо имени человека. Высказывания отца Кирилла о присвоении номеров людям были всегда выдержаны в духе духовной трезвости и смирения.
Отец Кирилл подчеркивал духовную опасность тех процессов глобализации, одним из элементов которых являются введение номера человека, создание “общего рынка”, компьютеризация и т.д.
При этом отец Кирилл призывал к бдительности и вниманию к своей душе, поскольку отречение от Христа, как подчеркивал он, может начинаться неприметно, в рутине повседневных и ставших привычными грехов, который сам человек склонен считать мелкими и незначительными.
ИНН, электронные паспорта и все с ними связанное – это “начало конца”, как говорил отец Кирилл, но противостояние насильственным нововведениям должно быть разумным и осторожным, так как следует страшиться не только ИНН, но и церковного раскола, не допустить которого – святой долг и призвание иерархии и духовенства.
Печально, что в церковной среде есть два крайних ложных мнения по этому вопросу. Первое – опасности никакой нет, все можно принимать, заговора против России не существует, глобализация – явление полезное. Второе – все пропало, все предатели и в Церкви, и в правительстве, везде масоны, надо сжечь все документы и уйти жить в леса…
Говорил о необходимости полного троекратного погружения при Крещении, что некоторыми игнорируется..
Скончался 20 февраля 2017 года на 98-м году жизни. Погребен на территории лавры за алтарем церкви Святого Духа.